Турбулентность атмосферы Земли над Атлантикой и другими океаническими регионами за последние 40 лет выросла примерно на 17-55% — в результате самолеты чаще попадают в опасные зоны.
Фото: iStock.
Результаты исследования ученых из Редингского университета (Великобритания) опубликованы в издании Geophysical Research Letters journal. Специалисты Центра Фобос объяснили, что игнорировать происходящие климатические изменения нельзя: каждая лишняя минута, проведенная в турбулентном потоке воздуха, повышает износ самолетов.
В США оценили экономические последствия атмосферных изменений. Уже сейчас обеспечение безопасности полетов в связи с турбуленцией обходится американским авиакомпаниям в 150-500 млн долларов, в том числе, и за счет изменения маршрутов.
Особенно опасна турбулентность, возникающая в чистом небе, так называемая "турбулентность ясного неба", так как выявить ее с большого расстояния очень сложно. В результате этого самолеты все же попадают в подобные зоны — особенно часто это происходит над Атлантикой и другими океанами.
Ученые прогнозируют: риски будут только нарастать, зоны турбулентности, как показывают модельные расчеты, будут возникать чаще на 40-170% в ближайшие несколько десятилетий. Причиной этому станут рост температур воздуха и другие последствия изменения климата.
К такому выводу ученые пришли, изучив, как менялась частота подобных инцидентов в последние 40 лет.
Для этого ученые сопоставили, как часто возникали зоны турбулентности в Атлантике и в других регионах мира в 1979 и в 2020 году. Расчеты показали, что все известные формы турбулентности стали возникать на высотах, на которых летают авиалайнеры, значительно чаще за последние сорок лет: общая продолжительность и частота возникновения тяжелых форм турбулентности выросла на 55%, в результате чего авиалайнер в среднем проводит около 27 часов в год в опасной зоне (40 лет назад — 18 часов). Аналогичным образом усилились средние (37%) и легкие (17%) формы турбулентности.
Исследователи предупредили: авиационным компаниям уже сейчас необходимо учитывать этот феномен при техническом обслуживании самолетов, а также при выборе маршрутов. В этом им потенциально поможет карта изменений в частоте возникновения турбулентности между 1979 и 2020 годами, которую подготовили авторы исследования.
Что касается пассажиров, они тоже почувствовали происходящие изменения: теперь им рекомендуют оставаться пристегнутыми на протяжении всего полёта, чтобы при неожиданном возникновении турбулентности избежать возможных травм.
Источник: ecoportal.su